Сокровище Большой Халани

0246513d4ef8253fc91f9300a460a99b

Свято-Успенский храм в Большой Халани по размерам сопоставим со Спасо-Преображенским кафедральным собором Белгорода. Да и по архитектурным чертам два этих храма, построенных в стиле классицизма, похожи. Кто же создал это величественное сооружение, которое, несмотря на достаточно плачевное состояние, продолжает притягивать краеведов и верующих?

Искалечен, но выстоял

Свято-Успенский храм возвели в 1819 году. Эта дата подтверждена архивными данными. Судя по ним, на начало XIX века в Халани, которую в то время чаще называли Екатерининской слободой, было два деревянных храма: Екатерининская церковь и церковь в честь Иоанна Предтечи. Вскоре записи Екатерининской церкви заканчиваются (она прекратила существование) и появляются записи Свято-Успенского храма.

Вместо Предтечиевской церкви в 1872 году строится Покровская. Для её возведения, по воспоминаниям старожилов, использовали красный кирпич местного производства. Жители слободы помогали строить: свозили на подводах кирпич к месту строительства, в воскресные дни передавали его из рук в руки по цепочке. Церковь обнесли высокой оградой из металлических решёток, закреплённых между каменными столбами. В ограде располагалась сторожка звонаря по фамилии Шульга. Звон колоколов был слышен за много вёрст. До революции здесь был хор, в котором пели местные дети. В советские годы службы в храме прекратились, в нём стали хранить зерно. А после войны здание и вовсе разобрали на кирпич для хозяйственных нужд. На том месте, где располагалась Покровская церковь, сейчас установлен памятный крест.

А Свято-Успенскому храму удалось выстоять. Он закрывался всего на девять лет – примерно с 1935 по 1944 год. Здесь хранили зерно, складывали торф для отопления местной школы. В храме оборудовали кузницу, ремонтировали тракторы и сельхозинвентарь. В советский период сорвали полы, сняли металлическую кровлю с части куполов, разрушили иконостас и колокольню. Часть икон прихожане разобрали по домам, а другие были разбиты и сожжены в пламени атеистической борьбы. Но всё это было гораздо позже. А сейчас вернемся на сто лет назад.3c240bb670335faafaf2ba74cf8f0521

Золотой век Халани

XIX век. Слобода Екатерининская, как предполагают жители Большой Халани и местные исследователи, была вотчиной известного дворянского рода Трубецких.

Журналист Василий Карпущенко в рукописи «Слово о Большой Халани» приводит сведения о том, что каменный Успенский храм с высокой отдельно стоящей колокольней был построен после победы в Отечественной войне 1812 года на пожертвования жителей слободы и окрестных деревень.

«Дворяне во многом отрезвились войной с Наполеоном, отошли от безбожных идей, которые раньше черпали из Европы. Война показала лицо западного европейца и лицо русского человека, который перед сражением исповедовался, причащался, молился. Дворяне по-новому посмотрели на своих мужиков. Поняли, что без Бога никуда», – рассказал нынешний настоятель Свято-Успенского храма протоиерей Николай (Пономаренко).

При строительстве храма не скупились.

«По воспоминаниям старожилов, сюда вызывали мастеров из Петербурга для выполнения лепнины и росписи храма. В то время это были большие расходы. Такое сооружение не могло быть воздвигнуто без чертежей. Мы надеемся, что где-то, возможно в музее архитектуры Санкт-Петербурга, есть такая информация или аналоги подобных сооружений», – рассказал местный краевед, преподаватель Большехаланской средней школы Сергей Лысенко.+

В организованном им школьном музее есть копия проекта реконструкции Покровской церкви, фотография её хора и иконы из частных домовладений, которые ранее, возможно, находились в Покровском и Свято-Успенском храмах.960af0a08b7704f58574a7d844ba18d0

Заканчивается XIX век. Население слободы растёт и приближается к восьми тысячам человек. Ежегодно здесь проходят пять ярмарок и конные базары, которые привлекают купцов и промышленников. Открываются новые лавки, развиваются овчинно-шубный, сапожный, кузнечный, бондарный, гончарный промыслы, строятся ветряные мельницы.+

Храм полон людей. По воскресным и праздничным дням здесь совершаются две литургии.

Славится церковный хор, который в 1902 году организовал Пётр Латым (в других источниках – Латыш). В него входили 30 десятилетних мальчиков, которых специально отобрали и обучили музыкальной грамоте. Каждый год перед Пасхой мальчикам выдавали костюмы и рубашки, их поощряли и деньгами. Позднее создали и хор девочек.

Значительный вклад в развитие местного церковного пения внёс Ефим Водяха. Его зачислили в хор в 13 лет, и он пел там до конца жизни. Ефим Васильевич сам сочинял духовную музыку, был регентом. А когда начались гонения на церковь и хор уже не мог петь в храме, хористы выступали в артели.

Вместе с настоятелем храма, заведующей Большехаланской библиотекой Мариной Зубковой и главой администрации Большехаланского сельского поселения Александром Истоминым мы рассматриваем старинные фотографии хора. С них на нас смотрят серьёзные и умные мальчишеские лица.

Марина Зубкова ведёт нас в этнографическую комнату и показывает старые фотографии Свято-Успенского храма и снимок местного уроженца Захара Лисицкого, который в 50 лет решил посвятить жизнь служению богу и отправился в Киево-Печерскую лавру. Там он получил имя Зосима. Этот и другие факты свидетельствуют о богатой духовной жизни Екатерининской слободы.

 0980abd8ef8f65824da3c470ed79625c

Памятник архитектуры

Пятикупольный храм имеет три престола. Главный – в честь Успения Божией Матери, правый – Никольский, в честь святителя Николая, и левый придел – Екатерининский, в память о старой церкви.

«Успенская церковь села Большая Халань была построена в стиле классицизма ещё до массового распространения образцовых и типовых проектов в отечественной церковной архитектуре. При этом автор здания, конечно, ориентировался на уже существующие образцы церковного зодчества этого стиля. В архитектуре храма отчасти можно усмотреть эхо греческого проекта императрицы Екатерины II, по приказу которой в Царском Селе построили Софийский собор, модель которого была передана в Академию художеств и на годы вперед стала образцом для архитекторов страны», – рассказал директор Государственного архива Белгородской области Павел Субботин.+

Он также отметил, что со второй половины ХХ века Свято-Успенский храм утратил значительную часть своего первоначального облика, стал гораздо проще, беднее в оформлении. Ради более удобного ремонта уничтожили результат огромного труда старинных зодчих. Так, с колонн у портиков сбили всю лепнину, и коринфские капители (верхние части колонн) превратились в слабое подобие дорических. Ионические капители полуколонн всех пяти глав также не дожили до наших дней. Это произошло и с полуколоннами оконных проёмов. Из круглых ниш по всем фасадам убрали лепные розетки. Большинство рельефных элементов фасада к настоящему моменту срезаны. Таким образом, если первоначально здание имело утончённый, богатый декором и почти античный облик, то сейчас от этой былой красоты остались голые стены.

7413bb908ae8ce671bc46a0bc31d0ab6

«К нам приезжала одна женщина из Москвы. Мы познакомились на православном форуме. Она сделала фотографии, отвезла их к специалистам в столицу. Там сказали, что в нашем храме росписи примерно трёх поколений», – рассказывает отец Николай.

Понять, какие росписи к какому периоду относятся, могут только специалисты. Храм нуждается в серьёзных исследованиях. Роспись купола, возможно, старинная. Но, вероятно, позднее её обновляли. Изначальным является, скорее всего, и изображение четырёх евангелистов.

А вот написанная на одной из стен икона святителя Иоасафа не могла появиться в первые годы существования храма, ведь его канонизировали только в начале XX века. Скорее всего, она была написана вскоре после канонизации, произошедшей в 1911 году.

До закрытия храма в нём был другой, более высокий иконостас. От него осталась только икона Спасителя, по которой можно судить о стиле старого иконостаса. Нынешний же датируется примерно 1979–80 годами.

В храме много икон. Местные жители после его открытия в советское время приносили их из своих домов, а потому понять, какая к какому периоду относится, сложно. Отец Николай показывает одну интересную икону, которая встречается достаточно редко. Среди искусствоведов этот сюжет получил название «Христос с хлебом и вином». Точного устоявшегося названия у него нет. Есть мнение, что этот фрагмент «Тайной вечери», другие считают, что икону можно назвать «Хлебный спас», однако этот праздник более близок к иконе «Спас Нерукотворный». На иконе изображён момент, когда Спаситель провозгласил: «Сие есть тело мое, яже за вы ломимое… Сие есть кровь моя Новаго Завета, яже за вы изливаемая…» Речь идёт о Евхаристии (Святом Причастии) – таинстве, установленном Христом во время Тайной вечери.+

Отец Николай с увлечением рассказывает о святынях старинного храма, но признаётся, что его радует и то, что в этих стенах появляются новые иконы. Например, одна из прихожанок вышила бисером образы Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины. Вообще в Большой Халани довольно крепкий приход: постоянно посещают храм и помогают его содержать около 30 человек.

bf7e8e2b2d76ed632397b29f045013ac be28d3b61bf583ea5ba4ef70ff0c79db

Война и восстановление

Перед закрытием храма в советский период здесь служил священник Александр Ерошов. Его арестовали 22 февраля 1935 года и приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, отправив на Дальний Восток. В феврале 1938 года отца Александра арестовали в лагере по делу архиепископа Онуфрия (Гагалюка). Вместе с другими арестованными по этому делу его привезли в благовещенскую тюрьму и вскоре приговорили к расстрелу. В 2000 году Ерошова причислили к лику святых новомучеников и исповедников российских.

В советские годы храм сильно пострадал. Досталось ему и от немецких оккупантов, которые палили из винтовок и автоматов по настенным фрескам с изображениями святых. В 1944 году храм стали восстанавливать. Прихожане носили землю и засыпали ею подвал, собирали по селу доски для пола, приносили куски жести для устройства кровли.

После войны здесь настелили дощатый пол, изготовили оконные рамы, деревянные конструкции куполов. Храм восстановили во многом благодаря Василию ЛомоносуЯкову ЛюбушкоИвану РудомуИвану ХодковуГерасиму ВодяхеФёдору Воробьёву и другим селянам. Наружный и внутренний ремонт здесь сделали в 1979–1980 годах.

«Была допущена ошибка. Храм закрыли огромным слоем цементной штукатурки. Цемент не даёт влаге выходить, и она зимой остаётся, замерзает и по кирпичу происходит разрыв», – рассказал отец Николай.

b884af75a2202ee0e1ddef4e7eca1bd274cf76e59f8ecae98b52b2b6b5f0ba0d

Раньше в нишах, расположенных у входа в храм, были иконы. Во время того ремонта их почему-то заштукатурили. Тогда же, чтобы отделить отапливаемую часть, внутри возвели перегородки. Конечно, если сделать хороший ремонт и отопление, их бы можно было убрать, и храм зазвучал бы совсем по-иному, как раньше.

В 2008 году сделали новые кресты, купола, но крышу качественно соорудить не удалось и поэтому сейчас это – самая главная проблема.

Несколько лет назад в Большую Халань приезжала Галина Вальтфогель – дочь человека, родившегося и проведшего юность в этом селе. Она пришла в восторг от архитектуры и истории храма и в ужас от его состояния. И через некоторое время вернулась в село, привезя 35 тыс. рублей, которые удалось собрать благодаря её стараниям и помощи многих неравнодушных людей. На эти деньги в храм провели воду.

Самая большая мечта батюшки и жителей Большой Халани, чтобы своё 200-летие в 2019 году храм встретил отремонтированным и обновлённым. Сейчас идёт работа по созданию попечительского совета, планируется открыть счёт для сбора средств. Большехаланцы надеются на помощь меценатов и просто неравнодушных людей, готовых поучаствовать в восстановлении храма.

Как же хочется, чтобы всё задуманное у них получилось!

Анна Кущенко

ссылка на источник 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *